Качество: сегодня, завтра и всегда
Бывший министр образования А. Фурсенко как-то сказал: «Сейчас наша задача заключается в том, что вырастить не творца, а квалифицированного потребителя». Мы должны признать, что ценности современного потребителя примитивны. Мгновенное удовлетворение достигается картинкой, баннером, кричащей надписью. У многих не возникает желания в прочтении книги, когда можно посмотреть ее «краткий обзор», а просмотр картинок с надписями сомнительного смысла и содержания занимает весомую часть свободного времени. Мир не стоит на месте, меняется, но подобные тенденции заставляют задуматься. Знание теряет свою ценность. Легкость восприятия информации уменьшает глубину познания сущности объекта.
Ценность будущего – человеческие знания. Не машины, не оборудование, а личность и ее знания, которые она может применить и реализовать. В современном мире необходимо пересмотреть форму приобретения знаний. «Лучший подход – это курс на овладение новыми знаниями, поскольку это они способны помочь нам работать лучше» - говорил Э. Деминг. Можно добавить – не просто работать лучше, а жить лучше! Ведь история человеческих знаний о качестве не порождала непоколебимых истин. Ошибки одного поколения сменяются ошибками последующих. Мы не вправе и не можем учить новое поколение только одному тому, чему учили нас. Мы должны передать новым поколениям и то, что узнали сами. Мы можем изменяться вместе с окружающим миром, при этом накапливая и используя открывающиеся новые истинные знания.
Не только самообразование должно аккумулировать новые знания, это должна обеспечивать и существующая система образования. Не та, которая сейчас выводит для государства готовых работников и потребителей, но та, которая учит навыкам и способам достижения целей, принципам получения знаний и использования изученной теории при выборе действий в нашем изменчивом непостоянном мире.
Э. Деминг рассматривал самообразование работников в разрезе успешного продвижения компании и повышения конкурентоспособности. Но его истинная мысль была, конечно же, шире. В том числе подразумевалась важность качества самого по себе, как фундамента при построении системы образования в частности.
Наша цель, как будущих специалистов в области качества, стремиться сделать так, чтобы мы растили не новое очередное поколение потребителей, а воспитывали образованных людей, с определенным кругозором, которые не будут просто «потреблять» будут жить, интересоваться окружающим миром, стремиться к лучшему, которых будет волновать качество своей жизни в целом, включая работу, увлечения, а также качество образования уже своих детей.
Для этого важно, чтобы сохранялась потребность общества в профессии управления качеством, сохранялась ее ценность.
В ней – наше будущее.
Строкин Роман, студент группы МС 41-10.